В Черкасской области создают условия для появления уездов вместо районов

После непродолжительного затишья административная реформа неожиданно напомнила о себе акцией протеста. Так, в начале июня областной совет пикетировали жители Корсунь-Шевченковского района, которые требовали от депутатов признать их районный центр … уездным городом. Они убеждены, что по результатам реформы в области вместо 20 районов останется всего 5 уездов, причем, Корсунского среди них не будет, информирует Вечеринка.

Страхи митингующих озвучил депутат областного совета Владимир Зуенко. По его словам, сейчас происходит реальное создание основы для появления пяти уездов в Черкасской области, в частности, Золотоношского, Черкасского, Смелянского, Звенигородского и Уманского.
1
— Почему выбор пал на создание этих районов? Почему остальные 15 не имеют права подать свой голос? Кто спланировал эту сделку? — Возмущаясь обратился к председателю областного совета Владимир Зуенко. — Вы не представляете, какая волна возмущения поднялась в Корунському среде, когда люди поняли, что уже нет прокуратуры, нет полиции, разгромлена налоговая инспекция. Зато в Звенигородке сейчас 12 прокуроров у нас — два, в Звенигородке 80 полицейских, у нас — 26 осталось. И это только начало. Далее будет уничтожено РайПО, больницы второй ступени, горгаз и ряд разного рода структур, таких как СБУ. Не будет у нас внешних связей, не будет и своего избирательного округа. Общество возмутилось, особенно когда было заявлено о создании госпитальных округов. На сегодня корсунчаны собрали 8,5 тысячи подписей против этой реформы. Состоялось вече, на котором присутствовали полторы тысячи человек. Люди протестуют.

Следует отметить, что страхи жителей Корсунь-Шевченковского района типичны для большинства районов Черкащины. Они боятся потерять свою аутентичность и самодостаточность, как в 1959 году их потеряли 9 районов области, в частности, Бабанский, Буцкий, Ольшанский, Златопольский, Ирклиевский, Ладижанський, Мокрокалигирський, Ротмистровский и Шрамковский. Они были ликвидированы в ноябре 1959 года в результате хрущевской административно-территориальной реформы, одной из целей которой также было укрупнение сельских районов.

Несмотря на это, Владимир Зуенко предложил коллегам включить в повестку дня обсуждение законопроекта о «Об основах и порядке решения вопросов административно-территориального устройства», а также создать рабочую группу, чтобы областной совет мог предоставить свои предложения и замечания к упомянутому законопроекту. В частности, по количеству будущих уездов. Кроме того, по требованию митингующих, он также предложил «принять решение, которым предложить КМУ, ВР определить город Корсунь-Шевченковский административным центом для вновь общин, где будут находиться органы исполнительной власти».

Последнее предложение Владимира Зуенко поставила председателя областного совета Александра Вельбивця в тупик — голосование за признание Корсунь-Шевченковского административным центром уезда противоречило бы Конституции и действующему законодательству. По словам последнего, в настоящее время идет процесс добровольного объединения общин, является первым этапом административно-территориальной реформы. На следующий этапа пока не существует.

— Никто еще не начинал второго этапа. Никаких предложений никто не вносил. В частности, о пяти уездов о которых вы говорите … Я от вас впервые слышу. Может мы спешим впереди поезда. Думаю, что после завершения первого этапа будет определено, сколько и какие будут уездные центры — будет ли это в Корсуни, Жашкове или где … Но сейчас об этом, думаю, говорить рано, — отметил Александр Вельбивец.

Вместе с тем он заявил, что в Лисянском районе уже давно нет своей налоговой, Укртелекома, управления эксплуатации газового хозяйства, а также многих структур, вместо которых функционируют только обособленные подразделения, чем фактически подтвердил предположение Владимира Зуенко о создании предпосылок для появления нескольких уездов.

— Жители Лисянки так же не согласны с этим. Поэтому придет время образования уездных центров и уездов, все общины имеют право высказать свою позицию по этому вопросу и определиться, сколько этих уездов будет, они должны быть и вообще имеют право, — заявил Александр Вельбивец.

Экс-председатель областного совета Владимир Гресь соглашается с тем, что создание уездов в области фактически началось, хотя власти, по его словам, понятия не имеет о том, что происходит на самом деле.

— Можем констатировать, что нынешняя власть продолжает дело, начатое еще во времена Януковича, — рассказывает Владимир Гресь. — Изменилась только название проекта. Тогда это была децентрализация, сейчас — территориально-административная реформа. И если и власть хоть что-то обсуждала, то эта тихой сапой уже воплощает реформу в жизнь. То что сказал депутат Зуенко, происходит и на левом берегу. Здесь все сосредоточено в Золотоноше. Но хуже всего то, что таким образом власти могут похоронить немало маленьких сел и сельских советов. Уже сегодня почти треть мелких сел не имеют сообщения с нынешними районными центрами, поэтому добраться до уездного города таким крестьянам будет просто невозможно. Вот пример к чему приводит такая реформа: по статистике, уровень заболеваемости в области снизился — вроде хорошо, но в то же время уровень смертности вырос до прежнего уровня заболеваемости. Это говорит о том, что медицина на селе перестает быть доступной. Не в последнюю очередь благодаря таким реформам и реформаторам.

Зато директор департамента информационной деятельности и связей с общественностью облгосадминистрации Сергей Пасечник говорит, что о создании уездов сейчас не может быть и речи хотя бы потому, что даже такого плана не существует. По его словам, укрупнение по ряду направлений, таких как медицина, прокуратура, военкоматы сейчас происходит естественным путем, то есть структуры выходят из собственного видения, потребностей и наличия коммуникаций.

— В рамках децентрализации большинство полномочий и услуг, пока предоставляются в районных центрах, должны стать ближе к гражданам — в центры вновь объединенных общин. Соответственно, нет смысла держать дублирующие структуры в райцентрах, которые в 100 процентах случаев станут центрами общин. Так же нет смысла держать такое количество административных районов, если они не будут нести никакой функциональной нагрузки. Поэтому в рамках административно-территориальной реформы было решено создать в звене община-область такую ​​единицу, как уезд или район в новом значении. Вариант «уезд», на мой взгляд, более приемлемый, ведь исключает путаницу между «новыми» и «старыми» районами. Впрочем, с этим вопросом определять народные депутаты. По количеству новых административных единиц, то единственная четко прописано требование в обоих существующих законопроектах на эту тему, это количество жителей — не менее 150 000 человек. В экспертной дискуссии пока присутствуют следующие модели разделения Черкасской области: на 3 уезда (Черкасский, Уманский и Золотоношский) — вариант Ганущака и на 5 уездов (Черкасский, Смелянский, Звенигородский Уманский и Золотоношский) — вариант Колиушко.

Но стоит отметить, что ни один из этих вариантов не является окончательным или официальным для определения будущего административно-территориального устройства Черкасской области, — заверил Сергей Пасечник и добавил, что главное требование, которое должно быть заложена при формировании новой модели — это удобство и доступность услуг для граждан.